ГИРОПЛАН (от греческого Gyros — круг, вращение, и лат. Planum — плоскость) — это летательный аппарат, который удерживается в воздухе с помощью несущего винта, приводимого во вращение не мотором, а встречным потоком воздуха. Такой винт называется «авторотирующим», в связи с чем у гироплана есть и другое название — автожир (от греческого Autos — сам, Gyros — вращение). Горизонтальная скорость сообщается гироплану дополнительным винтом с горизонтальной продольной осью. Как правило, толкающий пропеллер размещают позади кабины.

Гироплан изобретен в 1920 г. испанским инженером Хуаном де ля Сиерва. Этот летательный аппарат имеет диапазон скоростей от 30 до 150-170 км/час, короткий разбег (около 40 — 60 м) и возможность приземляться в одну точку, по-вертолетному. При ветре от 5 м/с гироплан способен взлетать вертикально и длительно зависать на одном месте. Расход топлива у двухместного гироплана составляет около 15 л на 100 км при скорости 120 км/ч, причем используется обычный автомобильный бензин.

Гироплан имеет на порядок более низкую чувствительность в ветру и болтанке в полете по сравнению с другими летательными аппаратами, в сочетании с высокой маневренностью и простотой управления. Ещё одним его преимуществом является широкий обзор и гораздо меньшая, чем в вертолётах, вибрация, что делает его очень удобным для аэрофотосъёмок, видеосъемок и наблюдения.

Уникальной является способность гироплана к парашютированию за счет авторотации несущего винта, что обеспечивает малую скорость приземления даже при выключенном двигателе. При этом в полете с отключенным двигателем пилот может в полной степени управлять направлением снижения, используя все системы управления, и совершить мягкую посадку на «пятачок». В результате гироплан превосходит по безопасности как самолеты, так и вертолеты.

Достоинства гироплана обусловлены его конструкцией. При движении аппарата набегающий поток воздуха раскручивает несущий винт, который и создает подъемную силу, при этом в полете “тюльпан” винта отклоняется назад. Поскольку ротор гироплана постоянно находится в режиме авторотации, единственным следствием остановки двигателя является прекращение набора высоты, и переход к плавному управляемому снижению.

Автомат перекоса на легкие гиропланы не ставят, поэтому угол атаки лопастей фиксированный. Как правило, лопасти крепятся к втулке через шарниры для обеспечения свободы маховых колебаний, возникающих вследствие изменения подъемной силы при движении лопасти по ходу движения, и против. Управляют гиропланом, изменяя плоскость вращения несущего ротора путем наклона его втулки, а также при помощи руля направления, аналогичного самолетному.

В наши дни Кен Уоллис, командир авиационного полка, конструктор и пилот, так охарактеризовал этот летательный аппарат: “Самое большое достоинство автожира — это его устойчивость, естественная устойчивость. Управлять им так легко, что, одновременно можно заниматься и другим делом, ради которого вы, возможно, и совершаете полет. Важно — если, вдруг откажет мотор, ротор будет все равно вращаться. И, хотя это не означает, что вы зависнете в воздухе, у вас все равно будет достаточно времени, чтобы оглядеться и прикинуть, где посадить машину. В любом случае, ротор продолжает вращаться, и аппарат остается полностью управляемым”.

Кстати, именно на гироплане «Маленькая Нелли» конструкции Кена Уоллиса, миниатюрном, но чрезвычайно маневренном, летал Шон Коннери в фильме о Джеймсе Бонде «Ты живешь только дважды», одержав верх на четырьмя боевыми вертолетами.

Таким образом, гироплан — это потрясающая свобода полета, в сочетании с максимальной безопасностью.

ХОЧЕШЬ В ПОЛЕТ? ВОЗЬМИ ГИРОЛЕТ!!!